Перкунс - Потримпс - Пиколс

Выдержки из 17 заповедей короля Вайдевута и его брата Брутено, 
Криве из Бальги:

   Первое: запрещается молиться богам без Криве Кривайто. Запрещается допускать в страну богов из чужих земель. Высшими богами являются: Потримпс, Перкунс и Пиколс. Потому что они дали нам эту землю и подарят ещё больше.

   Второе: Ради вас самих мы должны признавать нашего Криве Кривайто и считать его нашим высшим господином, как и его наследников, которые завоюют благосклонность милостивых богов и изберут вайделотов Рикойто.

   Третье: Мы должны повиноваться нашим святым богам. Поскольку после этой жизни они подарят нам красивых женщин, много детей, вкусную пищу, сладкие напитки, летом - белые одежды, зимой - тёплое платье, и мы будем спать на больших мягких ложах. Мы будем прыгать и смеяться от того, что будем здоровы. У злых людей, не выказывающих богам надлежащего почтения, боги отнимут то, что есть, и будут бить их так, что они будут плакать, стонать и заламывать руки от боли и ужаса.

войсковое знамя пруссов-язычников («Знамя Вайдевута») с изображенями трёх высших богов, длиннобородым богом смерти Пиколсом, огненным богом грома Перкунсом и увенчанным колосьями Потримпсом. Внизу: щит короля Вайдевута, гравюра на меди, Франкфурт/Ляйпциг 1684

Перкунс:

  Бог грома является одновременно символом солнца и бесспорным высшим божеством пруссов. Перкунс мог вызывать не только гром и молнию, но и все остальные природные явления, такие как облака, град, дождь, солнечный свет и пр., и поэтому почитался также как бог плодородия и удачи. Во время грозы ему жертвовали кусок сала, чтобы молния не попала в дом. Перкунс следил за людьми и землёй, раскрывал преступления и наказывал виновных как меч, выбирающий между жизнью и смертью. Символом Перкунса считался лемех. Божий суд представлялся как раскалённые лемеха и был старинным судебным обычаем жрецов. Перкунсу приносили самые большие и ценные жертвы. Каждый должен был приносить ему что-либо в жертву, если же у человека ничего не было, то жертвой считался пучок волос с головы или из бороды. Освящались леса и рощи, в которых запрещалось охотиться и рубить деревья. Основным в почитании Перкунса был обряд поддержания вечного огня из дубовых веток перед его изображением на священном дубе в Ромове и на вершинах высоких холмов. Если огонь угасал, жреца, поддерживавшего его, ждала казнь на костре.

Потримпс:

   Этот бог стоял в пантеоне прусских богов первой категории на второй ступени. Он охранял землю и одаривал людей её плодами. Священным животным Потримпса была змея. Её держали в специальном горшке, прикрытом снопом, и поили молоком. В жертву ему приносили воск, ладан и иногда детей. За три дня до жертвоприношения жрец начинал поститься. Потримпс, Перкунс и Пиколс были одновременно также богами источников и проточных вод.

Пиколс:

   Называемый также Патолс, он был третьим среди богов высшего уровня, составлявшего божественное триединство Ромове. Его бледный лик и имя, происходящее от слова «пекло» (преисподняя), представляют его как бога смерти. Поэтому в жертву ему приносились головы человека, лошади и коровы. Это напоминает трёхголового Цербера греков и римлян. Пиколс (как и Плутон) был также богом богатства и сокровищ.

 © 2002 Перевод c немецкого Veronika M