Тайные праздники

   Наряду с христианскими праздниками, такими как Рождество и Пасха, в Пруссии, по большей части в Надравии и Скалавии, до 17 века продолжали существовать исконно прусские, которые праздновались тайно. Поводом для торжеств служили дни, когда освящали коров, забивали скот, благословляли семейный союз, или когда вывозили навоз на поля. Для любого события, связанного с домом, двором, людьми и скотом, существовали праздники. Иногда даже устраивались крестины без крестника (т.н. показные крестины). Все эти дни и торжества, с полными описаниями обрядов, были записаны Преториусом. Читаем у него: каждый праздник у пруссов начинается с попойки.

   Во время проведения прусских праздников использовались особые предметы, обязательным было соблюдение порядка чтения молитв и песнопений. Речь не шла о том, чтобы просто-напросто напиться, главным было точное исполнение унаследованного от предков церемониала. В удалённых от центра районах Пруссии некоторые традиции изменили свой первоначальный вид под влиянием церкви, либо ассимилировались с христианскими обрядами (использовались вместе с ними).

   Приведём пример одной из таких церемоний: на стол ставится большой сосуд для пива, на который вешается большая разливательная ложка (шлёф). Вокруг него расставляются деревянные плошки (каусели) по количеству присутствующих на празднике. После этого хозяин наливает в свою чашу немного пива и выливает его на землю, т.о. принося жертву богине земли Жеминеле. Затем он снова наполняет чашу и приветствует членов своей семьи и родственников. После приветствия он произносит молитву:

   «Благодарю тебя, Боже, за то, что ты хранишь нас от болезней. Просим тебя и в будущем не забывать о нас и нашем благополучии. Благослови наш пир, чтобы и после него мы оставались в добром расположении духа. Боже, давай нам больше, но не меньше!»

   Хозяин выпивает свою чашу до дна; теперь наполняются чаши остальных присутствующих, и каждый должен сначала вылить пиво на землю. После этого читается общая молитва, смесь из прусских и литовских слов:

  
"Mils Zeminele, par ka zidit reiki, wierpais lauks zidit, rugis, gaidis, moazis ir wissas. Seis ginnewings, Deiwine, wierpais-din swints angolas lekai, kas piku zmogu nu pergun kas mans ni apjuokti.” 

   Что в переводе значит:
   «Дорогая Жеминеле, та, что приносит цветение, пусть наши поля наполнятся хлебами. Будь благосклонна к нам и пришли святых ангелов, чтобы они прогнали злых людей, насмехающихся над нами».

   После первой чаши и всех, последующих за ней, гости приветственно поднимают свои чаши и жмут друг другу руки. В прусских обрядах участие принимали только мужчины. Только после трапезы всех членов семьи, к пиршеству могли присоединиться женщины. Обычно пиры, посвящённые определённым праздникам, проводились по вечерам. В эти дни было запрещено давать что-либо во временное пользование. По окончании праздника пели песню и благодарили бога за дарованную радость. Несмотря на все ритуалы, которые должны были строго соблюдаться, каждый мог дать волю своим чувствам.

   Особо следили за тем, чтобы ни один чужак, в данном случае, немец, не проник в дом. Большинство пруссов называло немцев микскасами. Это слово обозначало козла, бодающего дерево, поскольку первые рыцари устраивали оборонительные сооружения на деревьях. Называли их и вагисами, т.е. разбойниками и ворами, также в память о крестоносцах.

   Неверно считать, что потомки пруссов постоянно напивались пивом. Правильнее будет сказать: люди работали до седьмого пота. При этом пруссы жили очень скромно, смиренно и, в основном, бедно. Тайные праздники скрашивали однообразные будни. А поводов для них было достаточно. И тогда, хоть и малыми средствами, устраивались настоящие пиры, а тут уж было никак не обойтись без большой чаши пива.

 © 2002 Перевод c немецкого Veronika M